Методы пчеловождения – главный взяток с акации или подсолнуха, создание сильных пчелосемей
Каждый год огромное количество желающих пытаются связать свою жизнь с жизнью пчёл. Хотелось бы только, чтобы каждый достаточно осознанно понимал – пчеловодство не лёгкий труд. В активную пору сезона трудиться приходится от рассвета до заката, при этом сознательно обрекая себя и на преодоление невзгод в часто неблагоустроенных условиях быта. И здесь самое необходимое – иметь стремление постигать новое в искусстве пчеловождения. Все трудности преодолимы. Нужно лишь ежедневно углублять свои знания, и желательно не методом проб и ошибок, а использовать уже проверенный опыт передовых пчеловодов.
Проходят годы, усвоив азы пчеловодства перед многими, связавшими свою жизнь с пчёлами (для кого-то раньше, для кого-то попозже), всё чаще встаёт вопрос – как добиться лучших результатов? Какую технологию взять за основу? И здесь бесспорно можно сказать, что все методы эффективны, так как выражают длительный творческий процесс подлинных пчеловодов, вложивших в них свои знания, энергию, чувства. Но желаемый результат достигается, только если учитываются местные условия и жизненные возможности хозяина пасеки.
В процессе работы с пчелиными семьями и мне довелось проанализировать и испытать на практике многие интересные рекомендации известных пчеловодов. Результаты позволили обобщить их, и использовать технологию создания сильных семей с помощью метода двух маточного пчеловождения, и объединением семей-доноров с основными семьями пасеки.
Пчёлы содержатся в 8 и 10 рамочных многокорпусных ульях, и двухматочных на многокорпусную рамку. Основное внимание, для обеспечения оптимальных обстоятельств жизни пчёл, уделяется при условиях:
*Подрамочное пространство (поддон) в улье 15-20 см, заполненное рыхлым утеплителем. Сверху в поддоне решётка – подвесное дно, из реек 1 см толщины и 1 см пространством между ними. Основными летками для пчёл являются верхние летки в корпусах улья. Эти конструктивные особенности в улье позволяют забыть о повышенной влажности и холоде в расплодной зоне гнезда пчелиной семьи, как первопричинах порождающих возникновение болезней.
*Пчёлы зимуют в зимовнике при температуре в помещении +6˚ С±2º С (+4˚ С и ниже к концу зимовки) и относительной влажности воздуха 75-90%. Ульи заносятся на зимовку во второй половине ноября, не дожидаясь сырых, слякотных дней. Весенняя их выставка осуществляется при невозможности поддерживать температуру в зимовнике +5˚ С и ниже, обычно за 10-15 дней до первого облёта пчёл.
*Кочёвка с пчелиными семьями в лес совершается как можно раньше, обычно к началу цветения ивы козьей. После переезда им даются лечебные подкормки от нозематоза, аскофероза, парагнильца с использованием лекарственных препаратов и настоев (отваров) растений: крапивы, сосны, полыни, тысячелистника, бессмертника. Использование «пустого» корма без отваров трав при этом исключается. Сахар в подкормках используется лишь в виде добавки в медовую сыту, обычно его расход в пору весеннего ухода за пчёлами не превышает 1 кг на одну пчелиную семью. Основная же стимулирующая весенняя подкормка проделывается – частично распечатывая сотовый мёд в гнезде пчёл.
*Преимущественное внимание в ходе выполнения весенних работ уделяется сохранению тепла в зоне расплода, и содержание слабых по силе семей попарно в улье. Оказывается помощь семьям, отстающим в развитии, для более быстрого накопления ими силы они с ранней весны усиливаются молодой пчелой, позднее – зрелым расплодом. В дальнейшем процесс выравнивания силы семей способствует отстрачиванию вероятности их вхождения в роевое состояние. Своевременно расширяются рамками с вощиной и сотами гнёзда, с обязательным смачиванием их жидким раствором медовой сыты, как следствие пчёлы немедленно начинают чистить и отстраивать ячейки.
*В третьей декаде апреля формируется семья-воспитательница. Её предназначение – воспитать молодых маток для создания ранних семей-помощниц. Во второй декаде мая формируется ещё одна семья-воспитательница и отчасти создаётся сиротство в семьях. Их назначение вырастить искусственно-свищевых и своих свищевых отборных маток для плановой замены изношенных в основных семьях, в первые дни главного летнего медосбора.
*Особое внимание уделяется содержанию нуклеусов и воспитанию плодных маток в «карманах» на 3 рамки в улье. Теплота им поступает от основных семей через тонкую перегородку, при тщательном утеплении и их гнезда – как в поддоне, так и подкрышнике улья. Ежегодная смена пчелиных маток на пасеке до 50%.
*С целью предупреждения роения формируются весенние и раннелетние отводки-доноры. Используя их и семейки-помощницы предыдущего сезона, при объединении на взяток, создаются медовики.
Главный взяток
*Расширение гнезда вторыми корпусами до третьей декады мая делается только «под низ» корпуса с расплодом, возможен приход возвратных холодов. Третий корпус при необходимости ставится сверху в улье, с обязательной переменой корпусов местами. До главного взятка с акации установка корпуса «вразрез» приводит к чрезмерному разрыву гнезда и, как следствие, возможному появлению свищевых маточников. К тому же матка, в постоянном стремлении вверх, быстро проходит его, и он долго остаётся незанятым.
*Объединение семей на взяток с акации белой осуществляется путём налёта лётных пчёл с семей-помощниц, созданных в минувшем сезоне, на основные семьи, а также с семей, не достигших по уровню развития двух корпусов многокорпусного улья. На медосбор с гречихи или подсолнечника делается более полное объединение – к основной семье из отводков присоединяются лётные, молодые пчёлы и расплод. Для этого семьи заранее группируются соразмерно их силе, их предназначению и качеству в них маток.
*Отбор мёда делается при объединении семей на главные взятки, а также периодически отбираются медные соты в верхних корпусах улья по мере его дозревания в течение медосбора. Последнее извлечение мёда совершается при сокращении гнезда пчёл, в последние дни главного взятка. Изымаются лишь излишки мёда, при условии обеспечения пчёл кормами – до поступления нектара весной с акации.
*Подготовка к предстоящей зимовке начинается сразу после весенней ревизии семей. С этой целью старые матки в течение сезона сменяются на молодых, корма заготовляются с раннелетнего периода, семьи обеспечиваются осенним взятком и свободными сотами для яйцекладки маток, для накопления дополнительных пчёл временно используются матки-помощницы. Пополнение кормов сахаром делается в последней декаде августа при окончательной сборке гнезда, обычно лишь с целью упрощения осенних работ. Не вмешиваясь в процесс подготовки зимнего ложе, безвредно скормить пчёлам 5-8 л сахарного сиропа, и дать им возможность самим распределить кормовые запасы в улье. Собирая гнёзда пчёл на зимовку, объём их в меру сокращается.
Способ ведения пчёл позволяет содержать, учитывая трудозатраты, в 1.5-2 раза больше семей, нежели при обычном методе, но главное значительно увеличивается общая продуктивность пасеки. Так если раньше было желание получить мёда по 25 кг от семьи, затем 50 кг, то в настоящее время даже при его добыче до 100 кг с семьи-медовика и до 250 кг в двухматочных семьях ежегодно находишь ещё неиспользованные возможности в достижении стабильно высоких результатов.
Краткое содержание способа пчеловождения, применяемого мной на пасеке. Более подробно метод изложен в моей книге.”Жизнь среди пчёл”.
С уважением Николай Новиков книга Жизнь среди пчёл